О
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы, ее
организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования) в
муниципальном автномном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 36» (далее – ДОО).
1.2.Настоящее Положение о ВСОКО разработано в соответствии с
требованиями :
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Постановления Правительства России от 05.08.2013 № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении
Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;
- Приказа Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»;
- Устава ДОО.
1.3. Под внутренней системой оценки качества дошкольного образования
понимается деятельность по информационному обеспечению управления
образовательной организацией, основанном на систематическом анализе
качества осуществления образовательной деятельности в ДОО, его
ресурсного обеспечения и результатов.
1.4. Под ВСОКО понимается проведение комплекса процедур (контроль,
наблюдение, обследование, изучение, анализ), направленных на
установление уровня соответствия или несоответствия требованиям
действующего законодательства РФ в части обеспечения качества
образования.
1.5. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования,
выражающая степень его соответствия требованиям действующего
законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на
основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм
организации образовательного процесса; организация питания в ДОО;
реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе
организации образовательного процесса.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого
определяется
степень
соответствия
измеряемых
образовательных
результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных
документах системе требований к качеству образования.
Внутренняя система оценки качества образования – целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОО.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое
отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные
изменения качества образования, результатом которого является
установление
степени
соответствия
измеряемых
образовательных
результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе
государственно-общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также
оценка
уровня
образовательных
достижений,
которые
имеют
стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
1.6. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
- анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
- педагогический мониторинг;
- психолого-педагогическая диагностика;
социологическое анкетирование (участников образовательных
отношений);
- аналитические отчеты педагогов ДОО (об итогах реализации ООП ДО,
созданных условиях для качественной реализации ООП ДО);
- наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий,
организуемых педагогами ДОО.
1.7. Настоящее положение, все дополнения и изменения к нему
рассматриваются педагогическим советом ДОО, утверждаются приказом
заведующего ДОО.
1.8. Настоящее положение действует до принятия нового.
2.Основные цели, задачи, принципы ВСОКО
2.1.Цель ВСОКО – установить соответствие качества дошкольного
образования в ДОО действующему законодательству РФ в сфере
образования.
2.2.Задачи ВСОКО:
- Сформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения
информации о состоянии качества образования в ДОО;
- Систематически отслеживать
и анализировать состояния системы
образования в ДОО для принятия обоснованных и своевременных
управленческих решений, направленных на повышение качества
дошкольного образования;
- Устранить эффекта неполноты и неточности информации о качестве
образования как на этапе планирования образовательных результатов, так и
на этапе оценки эффективности деятельности по достижению
соответствующего качества образования.
2.3.Назначение ВСОКО – обеспечение ДОО информацией:
о качестве образовательной деятельности по реализации ОП ДО в ДОО;
качестве условий в ДОО, обеспечивающих реализацию ОП ДО;
качестве образовательных результатов, достигнутых при реализации ОП ДО.
2.4.Основными принципами ВСОКО в ДОО являются:
- принцип объективности, достоверности, полноты и системности
информации о качестве образования;
- принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для
участников образовательных отношений;
- принцип оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
принцип инструментальности и технологичности используемых
показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик
измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности
потребителей к их восприятию);
- принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между
ними взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип соблюдения моральноэтических норм при проведении процедур оценки качества образования в
ДОО.
3. Организационная и функциональная структура ВСОКО
3.1.Организационная структура ДОО, которая занимается внутренней
оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов,
включает в себя: администрацию ДОО, педагогический совет, рабочую
группу по сбору, обработке полученной информации в ДОО.
3.2.Администрация ДОО:
- формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование
ВСОКО в ДОО, утверждает их приказом заведующего ДОО и контролирует
их исполнение; обеспечивает в соответствие с ООП ДО ДОО проведение
мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам
качества образования;
- организует сбор, обработку, хранение и представление информации о
состоянии качества образования на уровне ДОО;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам
оценки качества образования в ДОО;
- принимает управленческие решения по повышению качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации
ВСОКО.
3.3.Рабочая группа ДОО (избираемые по рекомендациям коллегиального
органа наиболее компетентные работники, например, старший воспитатель ,
педагог-психолог (если есть), медицинская сестра (по согласованию),
воспитатели и т. п.):
- осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии
качества образования в ДОО;
- участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих
состояние и динамику качества образования в ДОО.
4.Реализация ВСОКО
4.1.Объектом оценки внутренней системы качества образования является
соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в
части дошкольного образования (п. 1.1. ФГОС ДО).
4.2 . Предметом ВСОКО являются:
- качество условий реализации ОП ДО ДОО;
- качество содержания и организации образовательной деятельности в ДОО;
- качество результатов реализации ОП ДО ДОО.
4.2.1.Система оценки качества условий реализации ОП ДО ДОО включает в
себя:
4.2.1.1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой
ОП ДО, возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО.
4.2.1.2.Требования к материально-техническим условиям:
наличие условий в ДОО для детей с ОВЗ;
оснащенность
групповых
помещений,
кабинетов
современным
оборудованием, средствами обучения и мебелью в соответствии с
требованиями СанПиН, их соответствие требованиям пожарной
безопасности;
учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное
обеспечение образовательного процесса).
4.2.1.3Требования к кадровым условиям: укомплектованность ДОО
педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием ДОО,
квалификационными требованиями к занимаемой должности, уровню
образования и уровню квалификации.
4.2.1.4.Требования к психолого-педагогическим условиям:
наличие условий в ДОО для осуществления медицинского сопровождения
воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья;
наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам
воспитания и обучения воспитанников, инклюзивного образования (в случае
его организации); наличие организационно-методического сопровождения
процесса реализации ОП ДО; оценка эффективности здоровьесберегающей
деятельности в ДОО (результативность реализации специфических
мероприятий, направленных на обеспечение физического развития детей:
программы, технологии).
4.2.1.5.Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение
реализации ОП ДО исходя из стоимости услуг на основе муниципального
задания.
4.2.2.Система оценки качества содержания и организации образовательной
деятельности в ДОО.
Содержание процедуры оценки системы качества организации
образовательной деятельности включает в себя оценку:
- рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и
технологий в соответствии с содержанием ОП ДО);
- качества осуществления педагогами образовательной деятельности в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения
художественной литературы) и в ходе режимных моментов;
- качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и
социальными партнерами.
4.2.3.Система оценки качества результатов образовательной деятельности в
ДОО.
Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ОП
ДО включает в себя оценку:
- динамики индивидуального развития детей при освоении ОП ДО, АОП
ДОО;
- динамики показателей здоровья детей;
- динамики уровня адаптации детей к условиям ДОО;
уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их
образовательных достижений);
- уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной
деятельности;
уровня удовлетворенности родителей (законных представителей)
качеством образования в ДОО.
4.2.4. Периодичность
проведения,
направления(объект),
методы,
исполнители, ответственные ВСОК в ДОО определяются годовой
циклограммой ВСОКО .
4.2.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней
оценки качества образования, технология проведения оценки качества
образования определяются «Программой внутренней системы оценки
качества образования ДОО» .
4.2.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки
качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней оценки
качества образования ДОО»
4.2.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки
качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих
констатирующую часть, выводы и конкретные, реально-выполнимые
рекомендации.
4.2.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом
Педагогическом совете в конце учебного года.
4.2.9.Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм
действий:
- сбор информации на основе используемых методик;
- анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
- рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОО;
- выявление влияющих на качество образования факторов,
- принятие управленческих решений по устранению отрицательных
последствий;
формулирование основных стратегических направлений развития
образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
4.2.10.Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах,
отражаются
в
справочно-аналитических
материалах,
содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально
выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных
исполнителей.
4.2.11.Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для
составления ежегодного отчета ДОО о результатах самообследования
деятельности.
5. Содержание ВСОКО
5.1. реализация ВСОКО в ДОО осуществляется посредством6
- контроля;
- мониторинга.
5.2. в ДОО осуществляется следжующие виды контроля:
- плановый
- внеплановый (оперативный)
- административный.
5.3. плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы
ДОО , который обеспечивает периодичность и исключает нерациональные
дублирование в его организации.
5.3.1. Виды планового контроля:
- Тематический контроль – изучение и анализ деятельности ДОО по
одному направлению деятельности.
Текущий контроль – изучение результатов образовательной
деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, отбор
наиболее рациональных методов работы.
- Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям
деятельности в одной из возрастных групп ДОО.
5.3.2.Требования к проведению тематического контроля:
- до начала проведения тематического контроля руководитель ДДД за 10
рабочих дней издает приказ о сроках, теме предстоящего контроля,
назначении комиссии, утверждении плана-задания проверки, установления
сроков предоставления итоговых материалов.
- план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля
и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость
результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале.
План-задание предстоящего контроля составляется старшим воспитателем;
- продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней
(в 1 группе);
- проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию,
изучать документацию, относящуюся к предмету контроля;
- результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с
отражением в ней фактов, выводов и предложений;
- информация о результатах контроля доводиться до работников ДОО в
течении 7 дней с момента ее завершения;
- должностные лица после ознакомления с результатом контроля должны
поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую,
что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они
вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами
контроля в целом или по отдельным фактами выводам . если нет
возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает
председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель ДОО;
- руководитель ДОО по результатам тематического контроля в течении 7
дней издает приказ.
5.3.3.Требования к текущему контролю.:
- направления и периодичность контроля определяются годовым планом и
результатами внутреннего контроля;
- результаты текущего контроля оформляются в
виде графиков ,
циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями;
- результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на
административных совещаниях, педагогических часах.
5.4. Внеплановый(оперативный )контроль осуществляется для установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
физических или юридических лиц с жалобами на нарушениях их прав и
законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между
участниками образовательного процесса.
5.5. административный контроль – контроль по выполнению нормативноправовых и локальных актов ДОО, выявление нарушений законодательства
РФ.
Требования к административному контролю.:
- направление и периодичность регламентируется нормативными актами
ДОО;
ответственность за проведение административного контроля несет
руководитель;
- результаты выносятся на административные планерки.
6.Подведение итогов и оформление результатов ВСОКО
Придание гласности и открытости результатам оценки качества
образования осуществляется путем предоставления информации основным
заказчикам и потребителям образовательных услуг, в том числе посредством
размещения отчета о самообследовании на официальном сайте ДОО.
7. Ответственность
7.1.Лица, осуществляющие оценку качества образования в ДОО, несут
ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в
справках по итогам оценки.
7.2. Заведующий ДОО несет ответственность за предоставление
информации об уровне качества образования Учредителю и размещение на
сайте ДОО.
8. Делопроизводство
a. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы,
диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и
хранятся в течение трех лет.
b. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО
передается в архив ДОО.