2
Содержание
Описание основной проблемы и обоснование актуальности еѐ разработки
Цель, задачи, ожидаемые результаты Программы
Концепция программы (исходные теоретические положения, идеи)
Методологические основы реализации инновационной деятельности
Сроки и этапы реализации программы.
Мониторинг определения уровня представлений детей о профессиональной
деятельности взрослых
7. Программа инновационной деятельности
8. План мероприятий
по
профессиональному
самоопределению
профориентации на 2019-2022 год
9. План образовательной деятельности по ранней профориентации
10. Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3
Описание основной проблемы и обоснование актуальности еѐ
разработки
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема
профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие
информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых
профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный
выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. В тоже время
наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах
нефтеперерабатывающей
промышленности,
строительства,
здравоохранения,
образования, так необходимых нашему промышленному городу. Существует огромная
потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих
инициативой, организованностью и творческим потенциалом.
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и
саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.
Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования
необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребѐнок знакомится с
огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных
качеств.
Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию
условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного
возраста. Проводимые в современных условиях мероприятия в области
профессионального самоопределения дошкольников, подтверждают наличие
системных проблем:
1. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросах
профориентационной работы.
2. Устаревшие,
педагогически
неэффективные
подходы.
Преобладание
«фрагментарного подхода»: разрозненные, не имеющие системы мероприятия;
пассивность и личностная не вовлеченность участников.
3. Ограниченный перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, не
учитывает особенности экономического развития региона, современные тенденции.
Главные задачи деятельности педагогов по профориентации детей:
• сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами;
• научить анализировать свои
возможности и способности (сформировать
потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Основными направлениями профориентационной работы в ДОУ являются:
• профессиональная информация (сведения о мире профессий, личностных и
профессионально важных качествах человека);
• профессиональное воспитание (формирование склонностей и профессиональных
интересов дошкольников).
4
Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими
факторами:
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для
формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный
интерес к профессиям;
Родители воспитанников работают в разных учреждениях и на разных
предприятиях города, а для детей этого возраста естественен интерес к работе
родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Профориентационная работа базируется на следующих
принципах:
• Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только ДОУ;
• Дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от
возраста и уровня сформированности их интересов;
• Оптимальное
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с детьми и родителями;
• Принцип опоры на ведущую деятельность реализовывался в органической связи
игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной,
изобразительной, музыкальной…);
• Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживался в единении взрослого и
ребѐнка как равноправных партнѐров, обеспечивая диалогичность взаимодействия,
возможность саморазвития каждого;
• Принцип
учѐта возрастных особенностей и концентричности позволит
рассматривать различные вопросы профессиональной ориентации на доступном
уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более
высоком уровне;
• Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного
уважительного отношения к профессиям.
Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной
среды посредством внесения атрибутики и элементов профориентационной
направленности - залог успешности профориентационной работы.
В каждой группе оборудованы мини-центры детской активности по
профессиональной
ориентации,
которые
дают
возможность
проводить
индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и
предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические
материалы данных центров несут определѐнные сведения о профессиях, используются
для передачи детям накопленного социального опыта.
В дошкольном возрасте детей знакомят с профессиями, трудом взрослых,
формируют положительное отношение к труду. Обращается внимание на
воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам.
Опираясь на возрастные особенности дошкольников, учитывая современные
условия рынка труда и перспективы социально-экономического развития Рязанской
области, предполагаем, что формирование у дошкольников представлений о мире
5
профессий будет эффективно, если будет создан в ДОУ комплекс психологопедагогических условий, включающего в себя 5 групп условий:
1. профессиональную компетентность педагогов в вопросах профориентации
дошкольников,
2. создание развивающей игровой среды профессиональной направленности,
3. организацию образовательной деятельности в различных видах детской
деятельности,
4. сотрудничество с семьями воспитанников,
5. социальное партнерство с учреждениями экономической и социальной сферы
города Рязани.
Цель программы:
Создание психолого-педагогические условия для формирования у детей дошкольного
возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессиональнотрудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека,
положительного отношения к разным видам труда.
Основные задачи, реализуемые в рамках программы:
• создать в ДОУ нормативно-правовую базу деятельности по сопровождению
профессионального самоопределения детей;
обеспечить повышение квалификации педагогических работников ДОУ
(разработать программно-методический комплект, обеспечить обобщение,
систематизацию и распространение имеющегося опыта по формированию у
детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию
различных видов детской деятельности);
• создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую
формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и
интереса к профессионально- трудовой деятельности;
• организовать
сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам
формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных
профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного
отношения к разным видам труда;
• определить целевые ориентиры дошкольного образования по направлению
профессионального самоопределения, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования: ребѐнок обладает
установкой положительного отношения к разным видам труда; ребенок
ориентируется в многообразии профессий и трудовых процессов, доступных для
детского понимания; ребѐнок обладает развитым воображением, охотно
отражает представление о мире профессий в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты по окончании реализации программы (количественные
и качественные показатели эффективности внедрения программы: у педагогов:
• Организована система работы с целью повышения квалификации педагогических
работников в соответствии планом;
•
3
Организовано
участие
педагогических работников
в
обучающих
курсах,
семинарах, конференциях;
• Организована в группах ДОУ игровая предметно-пространственной среда
профессиональной направленности;
у детей:
• ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности
взрослых;
• называет профессии разных сфер;
• различает профессии по существенным признакам;
• называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
• выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты,
трудовые действия, результат);
• объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
• объясняет роль труда в благополучии человека;
• имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
• моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
• участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
• эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
• демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Как следствие создания комплекса психолого-педагогических условий развития
ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста будут
сформированы:
• разнообразные представления о мире современных профессий;
• положительное отношение к разным видам труда.
Данная работа будет способствовать развитию у детей личностных качеств,
необходимых для
любой профессии.
•
Концепция программы (исходные теоретические
положения, идеи)
Деятельность МАДОУ по реализации программы регулируется следующей
группой принципов:
• принцип сетевого взаимодействия учреждений;
• принцип открытости и единства информационной среды;
• принцип преемственности программ, условий, требований на всех уровнях
образования;
• принцип социального партнерства.
Конечная цель – содействие становлению субъекта профессионального
самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций,
необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления
профессионального выбора в динамично меняющихся условиях.
3
Особую актуальность приобретает непрерывность процесса сопровождения
профессионального самоопределения в системе образования, сопровождая всю жизнь
человека от дошкольного до пенсионного возраста.
Дошкольное образование как первый уровень системы общего образования в
Российской Федерации требует решения своих особых задач сопровождения
профессионального самоопределения с использованием специфического набора
средств.
Методологические и теоретические основы составляют работы по психологопедагогическому обоснованию воспитания и развития детей дошкольного возраста
(Л.A. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова) и по теории игры (Л..C. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Е. В.Зворыгина, Д.Б. Эльконин), личностно-ориентированный подход,
разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, базовые принципы трудового
воспитания (А.С. Макаренко, Р.С. Буре, М.В. Крулехт и др.)
Согласно
современным
педагогическим
исследованиям
в
процессе
профессионального самоопределения дошкольный возраст определяют как
фантазийный этап в системе непрерывного образования. Результаты эмпирических
исследований разных авторов показывают, что первичная актуализация
профессионального выбора нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в
большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В
дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии, либо чем-то
поразившие воображение ребенка, побудившие желание следовать определенному
образцу, либо требующие специфических склонностей, способностей, которые также
выявляются еще в детстве (спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель). Формирование
у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса
к профессионально-трудовой деятельности осуществляется поэтапно, в соответствии с
возрастными характеристиками возможных достижений ребѐнка.
1. Младший дошкольный возраст (3-4 года). Содержание направлено на
реализацию цели развития любознательности к трудовой деятельности взрослых.
Основные методы: наблюдение фрагментов трудовых процессов, экспериментирование
и игры, дидактические игры, игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры,
рассматривание предметов и картинок.
2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Содержание направлено на реализацию
цели первичной социализации ребенка, формирования положительного отношения к
труду. Основные методы: наблюдение конкретных трудовых процессов, беседы о
профессиях взрослых, дидактические игры, моделирующие структуру трудового
процесса, игровые ситуации, рассматривание предметов, инструментов, материалов
как компонентов трудового процесса, сюжетно – ролевые игры.
3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). Содержание направлено на воспитание
у детей положительного, ценностного отношения к труду. Основные методы:
целевые и виртуальные экскурсии, беседы, чтение художественной литературы,
рассматривание картин, слайдов, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых,
дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса, рассматривание
предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса,
изобразительная деятельность, сюжетно – ролевые игры, позволяющие включать
4
реальные трудовые процессы, организация детских мини – мастерских, детские
проекты, проблемные обсуждения.
Результаты психолого - педагогического сопровождения профессионального
самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования:
- ребѐнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
- ребенок ориентируется в многообразии профессий и трудовых процессов,
доступных для детского понимания;
- у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни
человека;
- устойчивый познавательный интерес к миру профессий;
- ребѐнок обладает развитым воображением, охотно отражает представление о мире
профессий в разных видах деятельности.
Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и
начального общего образования.
Методологические основы реализации инновационной
деятельности:
Личностно
ориентированный
подход:
психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения воспитанников должно
строиться, исходя из изучения системы личностных потребностей воспитанников и их
семей, их требований к образу жизни, который может приблизиться к удовлетворению
данных потребностей. В частности, дальнейший выбор уровня, сферы и профиля
профессиональной деятельности обучающихся определяется в значительной степени
теми жизненными задачами, которые стоят перед их семьями. Эти задачи могут быть
принципиально различными (экономическое выживание; накопление и укрепление
материальных фондов; наработка «социального капитала», социальный лифт;
накопление интеллектуальных капиталов и духовный рост).
Уровневый подход: предполагает выделение определенных уровней развития
субъекта самоопределения, что существенно облегчает постановку индивидуальных
задач и подбор индивидуализированных средств сопровождения профессионального
самоопределения, а также позволяет оценить результативность деятельности по
сопровождению профессионального самоопределения. Так, для уровня ДОУ могут
быть выделены следующие уровни самоопределяющегося воспитанника: пассивный
уровень; уровень взаимодействия; уровень самостоятельности и осмысленности.
Таким образом, по мере взросления ребенка постепенно расширяются его
представления о возможностях выбора, что предполагает постепенное расширение
содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального
самоопределения; по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его
самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и
5
«направляющих» отношений к «помогающим»; акцент сделан на планомерную и
систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения.
Сроки и этапы реализации программы
Первый этап: информационно-аналитический.
Сроки реализации: август - сентябрь 2022 г.
На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий
в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников,
выявление проблем.
Второй этап: организационный.
Сроки реализации: сентябрь 2022 – апрель 2025 г.
На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических
условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее
эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным
трудом взрослых, разработка программно – методического комплекта «Мир
профессий», выбор комплекса диагностических методик.
Третий этап: итоговый.
Сроки реализации: май 2025 г. – июнь 2025 г.
Осуществляется анализ результатов работы по созданию комплекса психолого педагогических условий для профессионального самоопределения воспитанников
МДОУ, корректировка. Проведение исследований по оценке влияния созданных
методических, организационно - педагогических условий, развивающей предметнопространственной среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных
представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой
деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного
отношения к разным видам труда. Разработка рекомендаций по оптимизации
действующей системы профориентации и приведению ее в соответствие с
разработанной моделью. Проведение исследований по оценке профессиональной
деятельности педагогических работников ДОУ, которые оказывают влияние на
процесс самоопределения воспитанников. Обобщение опыта работы педагогов по
использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с
формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через
организацию различных видов детской деятельности.
Состав участников программы
Педагогические работники МАДОУ «Детский сад № 36»: старший воспитатель ,
воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
учитель – логопед, родители воспитанников.
Мониторинг процесса реализации инновационной программы (система
отслеживания хода реализации инновационной программы
Ежегодный мониторинг созданного в ДОУ комплекса психолого-педагогических
условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного
возраста будет осуществляться в соответствии с программой.
6
ПЛАН
мероприятий по профессиональному самоопределению и
профориентации в МАДОУ «Детский сад № 36» на 2022-2025
год
Наименование мероприятий
Сроки
Ответственные
реализации
(исполнители)
Раздел 1. Организационно-методическая – деятельность
1
Создание нормативно – правовой базы
2022 год
2
Разработка годового плана
профориентационной
работы,
отражающего
основные
направления
дошкольного
образования ориентированных
на
обеспечение кадровых потребностей
Создание и организация работы
информационно- аналитической
группы
Разработка методических рекомендаций
по
организации профориентационной
работы в ДОУ
Создание системы сбора информации,
создание
базы
по
различным
направлениям и проблемам.
Обработка статистической
документации.
2022-2025
учебные
годы
3
4
5
2022-2025
учебные
годы
2022-2025
учебные
годы
Заведующий
ДОУ
старший воспитатель
Заведующий ДОУ старший
воспитатель
Заведующий
ДОУ
старший воспитатель
Заведующий
ДОУ
старший воспитатель
2022-2025 Заведующий ДОУ
учебные
старший воспитатель
годы
Раздел 2. Мероприятия по профессиональной ориентации в ДОУ
Работа с педагогами
1.
2.
3.
Знакомство
и
работа с
программами
курсов
по
профориентационной
работе
в
образовательных учреждениях
Посещение курсов, семинаров по теме
«Теория
и
методика
профориентационной работы»
Составление перспективных планов по
профориентации педагогами
2022-2025 Заведующий ДОУ
учебные
старший воспитатель
годы
2022-2025 старший воспитатель
учебные
годы
Сентябрь Заведующий
ДОУ
2022 г. старший воспитатель
7
4.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Подбор
литературы
(методической,
Сентябрь Заведующий ДОУ
художественной, иллюстрационного
2022 г. старший воспитатель
материала)
Педсовет «Профориентационная работа
Октябрь Заведующий
ДОУ
в ДОУ»
2023 г. старший воспитатель
Консультации:
Сентябрь Заведующий ДОУ
«Формирование у детей представлений - октябрь
старший воспитатель
о
труде
взрослых
в
рамках 2023 год
Педагоги
образовательных программ
дошкольного образования»;
«Формы и методы работы с детьми
по формированию представлений о
труде взрослых»;
«Оснащения профориентационной
предметно
-развивающей среды»
Организация сюжетно-ролевых игр по
Сентябрь- старший
различным профессиям в группах.
декабрь 2022 воспитатель
Подбор
материалов,
атрибутов
г.
Педагоги
для сюжетно- ролевых игр
«Парад профессий» - представление Апрель 2023 старший воспитатель
сюжетноролевых
игр
каждой г.
Педагоги
возрастной группой
Открытые просмотры интегрированных НОД
2022-2025 старший воспитатель
(«Есть такая профессия – птиц изучать», учебные годы Педагоги
«Профессии наших предков» и.т.д.)
Праздники и развлечения: «Трудовая 2022-2025 Заведующий
ДОУ
слава нашей семьи»; «Трудом славен учебные годы старший воспитатель
человек» и др.
Педагоги
Конкурс «На лучшую сюжетно-ролевую Январь
Заведующий ДОУ
игру по ознакомлению детей с
2024 г.
Старший воспитатель
профессиями»
Педагоги
Организация проектной деятельности:
2022-2025 старший воспитатель
«Моя мама работает…», «Я мечтаю
учебные годы Педагоги
стать….» и др.
Деловые игры:
2022-2025 старший воспитатель
«В мире профессий», «Знакомство с
учебные годы Педагоги
профессией через игру»
Составление картотеки дидактических
2022-2025 старший воспитатель
игр
учебные
Педагоги
годы
8
15
16
17
18
19
Создание педагогами авторских
2022-2025 старший воспитатель
конспектов
учебные
Педагоги
НОД по ознакомлению детей с
годы
профессиями
Создание видеотеки «Кем работают мои
2022-2025
старший
родители»
учебные
воспитатель
годы
Педагоги
родители
Создание банка презентаций для
2022-2025 старший воспитатель
проведения НОД по ознакомлению с
учебные годы Педагоги
профессиями:
«Что такое профессия»;
«Профессии прошлого и настоящего»
Создание подборки материалов о 2022-2025 старший воспитатель
предприятиях Сысертского городского учебные годы Педагоги
округа
Создание подборки материалов о
2022-2025 старший воспитатель
специфических профессиях в
учебные годы Педагоги
Свердловской области
Раздел 3. Мероприятия по профессиональной ориентации в ДОУ
Работа с воспитанниками
1.
Открытые НОД по ознакомлению с 2022-2025 старший воспитатель
профессиями и людьми труда
учебные годы Педагоги
2.
Праздники и развлечения:
2022-2025 старший воспитатель
«Трудовая слава нашей семьи»,
учебные годы Педагоги
«Трудом славен человек» и др.
Проведение сюжетно-ролевых игр и 2022-2025 старший воспитатель
игр- инсценировок на темы профессий: учебные годы Педагоги
«Летчики», «Больница», «На дороге»….
Дидактические игры, викторины,
2022-2025 старший воспитатель
спектакли
учебные годы Педагоги
3.
4.
5.
Ознакомление с трудом взрослых в 2022-2025 старший воспитатель
детском саду: интервью, экскурсии
учебные годы Педагоги
6.
Проведение экскурсий на почту, в 2022-2025 старший воспитатель
аптеку, в магазин, в парикмахерскую, на учебные годы Педагоги Представители
стройку, в военную часть (близко
посещаемых учреждений
расположенные объекты) и др.
9
7.
Конкурс детского рисунка (для старших 2022-2025 старший воспитатель
дошкольников) «Кем я буду…»
учебные годы Педагоги
Выпуск электронного сборника «Моя
2022-2025 старший воспитатель
будущая профессия» на основе детских учебные годы Педагоги родители
размышлений
9.
Встреча с почетными тружениками
2022-2025 старший воспитатель
дошкольного учреждения, имеющими
учебные
Педагоги
ордена, медали и звания
годы
Раздел 4. Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении
Сотрудничество с родителями
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Анкетирование семей «Как мы
знакомим своего ребенка с
профессиями»
Консультации:
«Формирование отношения к
профессии у дошкольников в процессе
социализации»;
«Трудовое
воспитание
дошкольников»;
«Все профессии нужны, все профессии
важны»
Дни открытых дверей
Сентябрь
2022, 2023,
2024
2022-2025
учебные
годы
старший
воспитатель
Педагоги
старший
воспитатель
Педагоги
2022-2025 старший воспитатель
учебные
Педагоги
годы
Родительские групповые собрания
2022-2025 старший воспитатель
учебные
Педагоги
годы
Фотовыставки в группах:
2022-2025 старший
«Профессии наших родителей», «Мамы разные
учебные годы воспитатель
нужны, мамы разные важны», «Папа
Педагоги
может»
Выпуск электронного сборника «Моя будущая
2022-2025 старший
профессия» на основе детских
учебные годы воспитатель
размышлений
Педагоги родители
Организация
встреч с
людьми
2022-2025 старший
интересных профессий: орнитолог, учебные
воспитатель
полицейского, учителя, флориста и др.
годы
Педагоги родители
Создание родителями видеороликов и 2022-2025 старший
презентаций о своей профессии и учебные
воспитатель
деятельности
годы
Педагоги родители
10
Поисковая деятельность: конкурс
2022-2025 старший
семейных газет «Кем были мои учебные годы воспитатель
предки»
Педагоги родители
9.
Раздел 5. Профориентационная работа в дошкольном образовательном
учреждении
Взаимодействие с социумом
1.
Заключение договора с МАОУ СОШ №
Сентябрь
Заведующий
9 по профориентационной тематике
2023 г.,
ДОУ старший
воспитатель
2.
Проведение экскурсий на почту, в аптеку, в
2022-2025 старший
магазин, в парикмахерскую, на стройку, в
учебные
воспитатель
военную часть (близко расположенные
годы
Педагоги
объекты) и другие.
Представители
посещаемых
учреждений
1.
2.
3.
4.
Раздел 6. Управление реализацией плана мероприятий по профессиональной
ориентации дошкольников
Проведение мониторинга эффективной
Апрель 2024 Заведующий
реализации плана мероприятий по
г.
старший
профессиональной
ориентации
воспитатель
дошкольников
Публикации в СМИ материалов по
2022-2025
Заведующий
профориентационной работе
учебные
старший
годы
воспитатель
Издание электронного журнала (рубрика о 2022-2025
Заведующий
профориентационной работе)
учебные
старший
годы
воспитатель
Издание информационных материалов 2022-2025
Заведующий
(буклеты, проспекты и т.д.);
учебные
старший
годы
воспитатель
11
План образовательной деятельности по ранней профориентации
Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти
образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
СЕНТЯБРЬ
ПЕРИОД ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
НЕДЕЛИ
Профессии
3-4 лет
4- 5 лет
5-7 лет
1 неделя
сентября
Здравствуй,
детский сад!
«Профессии Беседа на тему: «Профессия:
работников
«воспитатель детского сада»
детского сада» Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
ОД «Наша вторая мама»
Беседа «Кто работает в детском
саду» (закрепление
знаний
детей о работе медсестры и
врача, прачки, повара, дворника
и других работниках детского
сада, воспитывать интерес и
уважение к их труду)
Труд: «Поможем помощнику
воспитателя накрыть на стол»
ОД «Знакомство с профессией - ОД «Труд дворника осенью»
дворник»
Наблюдение за трудом рабочего
Игра «Кому что нужно»
в
детском саду
2 неделя
сентября
«Осень»
«Дворник»
3 неделя
сентября
«Осень»
«Бухгалтер»
Экскурсия бухгалтерию ДОУ
Беседа с детьми
«Бухгалтер »
4 неделя
сентября
«Овощи.
Огород»
«Агроном»
Рисование
«Чудо –
овощи
и фрукты»
Д/и
«Угадай
профессию»
(Научить понимать назначение
и
функции
предметов
профессиональной
деятельности)
Чтение К. Ушинский «Два
плуга»
по
Чтение В. В. Маяковский «Кем
быть?»
Д/и «Я начинаю предложение, а
вы заканчиваете» (закреплять
представления детей о значении
и результатах труда людей
разных профессий).
Коллаж «Кто работает у нас в
детском саду» (учить детей
составлять портреты из готовых
частей; учить самостоятельно,
вырезать некоторые части из
заготовок, аккуратно
наклеивать)
теме ОД «Знакомство с профессией –
бухгалтер»
Беседа «Кто такой агроном»
(формировать представления о
значении и содержании труда
работников сельского хозяйства)
ОД «Сельскохозяйственный
профессии»
ОКТЯБРЬ
1 неделя
октября
«Фрукты.
«Садовник»
Труд в садах»
Рассматривание иллюстраций
«Кто работает в саду» (учить
детей описывать картину,
формировать представление
детей о профессии
садовника)
Чтение Г.Сапгир «Садовник» Д/и «Инструменты для людей
Труд: сбор семян цветов
разных профессий» (закрепить
знания об инструментах и
предметах, нужных людям
разных профессий)
Аппликация «Инструменты для
садовника»
Презентация «Профессия повар - ОД «Путешествие
в
кондитер»
кондитерскую»
Д/ и «Кому, что нужно для
работы»
Чтение стихотворения С.
Экспериментирование «Испечем
Погореловский «Вот он
хлеб»
(формировать
Хлебушек душистый…»
представление о технологии
Лепка
из
соленого
теста приготовления теста для хлеба
«Баранки, крендели, батоны…» экспериментальным путем)
2 неделя
октября
«Ягоды»
«Кондитер»
Д/ и «Подбери продукты для
торта»
3 неделя
октября
«Хлеб наше
богатство»
«Хлебороб»,
«Пекарь»,
4 неделя
октября
«Лес.
Деревья»
«Лесник»
Пригласить маму, работающую
пекарем с целью знакомства
детей с профессией пекарь
С/р игра «Хлебный магазин»
(закрепление представлений о
работе
продавца,
о
многообразии х/б изделий)
Чтение рассказов: С. Михалкова Просмотр презентации «Кто в
«Ёлочка»,
Г.
Скребицкого лесу главный?»
«Лесное
эхо»,
«Сказки
следопыта»
Беседа
«Знакомство
с
профессией
Лесник»
(Сформировать знания о труде
лесника и его экологическом
значении)
Акция «Посади дерево»
НОЯБРЬ
1 неделя
ноября
«Моя страна «Журналист»
Россия»
«Президент»
Беседа
«Какая
профессия
важнее всех» (закрепить знания
детей
о
разнообразных
профессиях в стране: их
названии и роде деятельности;
воспитывать уважение к труду
взрослых,
желание выбрать профессию)
2 неделя
ноября
«Мой город. «Строитель»
Строительны
е
профессии»
Игра «Кто чем занимается?»
Сюжетно – ролевая игра «Мы –
строители»
(формировать
конкретные представления о
строительстве,
его
этапах;
закреплять знания о рабочих
профессиях; воспитывать
уважение к труду строителей)
3 неделя
ноября
«Транспорт»
Беседа
«Труд
водителя»
(Вызвать
интерес
к
окружающему
миру,
формировать
реалистические
представления о труде людей;
расширять знание о профессиях,
дать некоторые знания о том,
какими качествами и знаниями
должен обладать человек, чтобы
стать хорошим специалистом –
водителем)
Профессии на
транспорте
Чтение С. Баруздин «Страна, где
Беседа «Знакомство с
мы живем»
профессией журналист»
ОД «Профессия – президент»
(совершенствовать овладение
Д/и «Не ошибись» (закреплять детьми связной диалогической и
знание предметов, относящихся
монологической речью
к журналистике)
посредством изучения основ
профессии журналиста) С/р игра
«Интервью» (учить детей
построению самостоятельных
высказываний, умению излагать
свои мысли развернуто, связно,
логично,
со
смысловой
завершенностью)
Беседа ««Знакомство детей со Чтение
С.
Баруздина
строительными профессиями»
«Кто построил этот дом?»
(расширять знания детей о Конструирование «Дома нашего
различных профессиях людей, города»
уточнять и систематизировать
знания детей о строительных
профессиях, познакомить их с
обобщающим понятием строитель)
Чтение
Отрывка
из С / р
произведения Н. Носова “Как игры «Шоферы», «Моряки»,
Незнайка
катался
на «Летчики»
газированном автомобиле”
Од «Профессии людей на
С/р игра «Путешествие на
транспорте»
автобусе»
4 неделя
ноября
«Моя семья»
«Профессии
наших
родителей»
Беседа «Где работают мои
родители» (Закрепить знание о
труде
людей,
разных
профессий, о важности всех
профессий нашего поселка)
С/р игра «Семья» (обогащение
социально-игрового
опыта
между
детьми;
развитие
игровых умений по сюжету)
Чтение Е. Пермяка «Мамина
работа»
Отгадывание,
о
каких
профессиях идёт речь в
пословицах и поговорках
Проект «Профессии наших
родителей»
Экскурсия
в
медицинский
кабинет «Профессия – врач»
(познакомить с профессиями
врача и медицинской сестры,
воспитывать
уважительное
отношение
к
сотрудникам
детского сада, развивать у детей
наблюдательность; пополнить
словарь детей медицинской
терминологией)
Экскурсия на пищеблок
С/р игра «Скорая помощь»
Чтение И. Туричина «Человек
заболел»
Создание папки «Пословицы о
профессиях»
Беседа «Визит в поликлинику»
ОД «Медицинские профессии»
С/р игра «Аптека»
Сюжетно – ролевая игра
«Готовим обед» (учить отражать
в игре трудовые действия
людей,
развивать
умение
вступать
в
ролевое
взаимодействие, согласовывать
игровые действия с принятой
ролью, использовать предметызаместители)
Д/и «Инструменты для людей
разных профессий» (закрепить
знания об инструментах и
предметах,
нужных
людям
разных профессий) Беседа «Что
нужно повару для работы»
(закреплять
представление
воспитанников о профессии
повара,
ее
значимости,
профессиональных
трудовых
процессах,
предметах
и
продуктах, необходимых для
работы)
ДЕКАБРЬ
1 неделя
декабря
Человек.
Части тела
«Врач»
2 неделя
декабря
«Продукты.
Посуда»
«Повар»
3 неделя
декабря
«Зима.
Зимние
месяцы»
«Библиотекарь» Игра «Кто самый
внимательный?»
Сюжетно-ролевая
«Библиотека»
4 неделя
декабря
«Зимний
праздник»
«Продавец»
Сюжетно-ролевая игра
«Торговый центр»
Чтение
стихотворения
Н.Кнушевицкая «Продавец»
Экскурсия в магазин
игра
Экскурсия в библиотеку
Викторина «Что я знаю
профессиях»
о
Д/и
«Исправь
Незнайкины ошибки»
Инсценировка
стихотворения
«Веселый магазин» Э. Э.
Мошковской.
ЯНВАРЬ
1 неделя
января
2 неделя
января
3 неделя
января
«Зимние
«Все профессии Беседа «Профессий много в
виды спорта» важны»
мире
есть»
(Расширять
представления
детей
о
профессиях взрослых разных
сфер, о значении их труда для
общества)
«Зимующие «Орнитолог»
Д/и «Доскажи словечко»
птицы»
(продолжать
формировать
умение соотносить профессию с
родом
деятельности человека)
Чтение Е. Пермяк «Для чего руки Дидактическая игра «Кому это
нужны»
принадлежит?»
Рисование на тему: «Кем я буду, ОД «Спортивные профессии»
когда вырасту?»
«Домашние
животные.
Их
детеныши»
Чтение сказки К. И. Чуковского
«Айболит».
C/р игра «Ветеринарная
лечебница»
«Ветеринар»
Беседа
«Ветеринар»
(познакомить
с
новой
профессией
–
ветеринар;
вызвать эмоциональный отклик
у детей, гордость за людей
разных профессий)
Конструирование «Кормушка
для птиц»
Чтение
стихотворения
«Птичкина
столовая»
А.
Черпукова
Беседа «Кто такой Орнитолог»
(Знакомство
с
профессией
«орнитолог».Объяснить детям
важность данной профессии для
сохранения природы Земли)
ОД «Есть такая профессия – птиц
изучать»
«Я начинаю предложение, а вы
заканчиваете»
(закреплять
представления детей о значении
и результатах труда людей
разных профессий).
Беседа о правилах безопасного
поведения
с
домашними
животными.
4 неделя
января
«Дикие
животные»
«Иллюстратор» Беседа «Кто рисует в книгах?» Рисование «Иллюстрация
к Конкурс «Книжка-малышка»
(Познакомить
детей
с любимой книге»
профессией
художника
– Ремонт книг в книжном уголке
иллюстратора, с разнообразием
книг; воспитывать любовь к
детской
книге
бережное
отношение к ней)
Рассматривание различных книг
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
февраля
«Домашние
птицы»
«Профессии
Беседа «Труд взрослых в Рисование
«Моя будущая
нашего города» родном городе» (закрепить профессия» или «Кем я буду,
название
родного
города, когда вырасту».
название профессий родителей,
формировать у детей чувство
любви к своему городу)
2 неделя
февраля
«Рыбы
«Морские
пресноводные профессии»
и
аквариумные
»
3 неделя
февраля
«Защитники
отечества»
«Военные
профессии»
Чтение В. Сутеев «Кораблик», Т. Беседа «Моряки» (Познакомить
Крюкова «Пароходик Плюх» детей с некоторыми морскими
Аппликация «Кораблик»
профессиями (Капитан,
офицеры, морские инженеры,
штурман, механик, боцман, кок,
врач )
Беседа «Я непременно буду
С/р игра «Военизированные
военным» (продолжать
игры»
знакомить детей с профессиями
военнослужащих; формировать
представления детей о
Российской армии)
Проект «Профессии наших
предков»
Оригами «Кораблик»
С/р игра «Пароход» –
«Рыболовецкое судно»
Чтение С. Сахарнова «Два
радиста», стихотворения Ю.
Любимцевой «Буду военным»
Д/и «Радист»
4 неделя
февраля
«Одежда»
«Швея»
Аппликация: «Украсим платье»
Беседа «Профессия – швея»
(Продолжать знакомить детей с
трудом взрослых;
расширять
и
закреплять
представления
детей
о
профессии швеи; развивать
представления
детей
об
инструментах
и
тканях,
используемых в данной
профессии)
«Женские
профессии»
Сюжетно
–
ролевая
«Парикмахерская»
Игра «Кто что
делает?», «Продолжи
предложение» Оформление
альбома «Моя мама
на работе»
Чтение рассказа
Н. Носова
«Заплатка»
Д/и «Подбери заплатку»
С/р игра «Ателье»
МАРТ
1 неделя
марта
«Праздник
бабушек и
мам»
2 неделя
марта
«Обувь.
Головные
уборы»
«Метеоролог»
3 неделя
марта
«Профессии «Театральные
взрослых.
профессии»
Инструменты
»
ОД «Мы метеорологи»
Д/и «Хорошо и плохо»
игра Д/и
Беседа «У природы нет плохой
погоды.
Знакомство
с
профессией метеоролога» (дать
представление о профессии
метеоролога
и
о
работе
метеорологической
станции)
Беседа
«Знакомство
с Изготовление альбомов
театральными
профессиями» «Профессии театра»
(Познакомить
детей
с Сюжетно- ролевая игра «Театр»
искусством
театра
и
театральными
профессиями;
предоставить
возможность
попробовать себя в роли:
костюмера, гримера, Актера,
почувствовать
значимость
Чтение В. Сухомлинского «Моя
мама пахнет хлебом»; Беседа
«Профессии
наших
мам»
(Формировать
целостные
представления
дошкольников
о
профессиях)
ОД «Приборы на метеостанции»
С/р игра «Прогноз погоды»
Рассматривание
иллюстраций
«Труд костюмера», «Профессия
артист», «Антракт», «Кто такой
– гример?»
каждой профессии)
4 неделя
марта
«Квартира,
«Электрик»
мебель, части
мебели»
Беседа
«Знакомство
с
профессией электрика» (дать
первичные представления о
труде электрика, его роли в
обществе и в жизни каждого
человека)
Встреча с папой, работающим
Чтение стихотворения Ирины
электриком.
Гуриной «Про электричество»
Д/и «Собери целое», «Кому что
нужно?», «Что лишнее?», «Лото
осторожностей»
АПРЕЛЬ
1 неделя
апреля
«Весна.
«Регулировщик» Беседа
«Знакомство
с
Приметы,
профессией
регулировщика»
Месяцы.
(расширение
представлений
Первоцветы ,
детей о работе ГИБДД)
труд весной»
Мультфильм «Следствие ведут
Колобки»
ОД «Знакомство с профессией
инспектора ГИБДД»
2 неделя
апреля
«Комнатные
растения»
С/р игра «Космические полеты»
(«Путешествие на ракете»,
«Готовимся в космонавты»,
«Медицинский осмотр
космонавтов»)
Оформление тематической
выставки «День космонавтики»
«Космонавт»
Чтение Н. Калининой «Как
ребята переходили улицу» и
«Где ночуют трамваи и
автобусы», Пишумов Я.
«Посмотрите, постовой»
С\р игра «На дорогах города»
Беседа
«Если очень
Чтение рассказа Ю. Яковлева
захотеть, можно в космос «Трое в космосе», рассказа В.
полететь»
Бороздина «Первый в космосе»
Аппликация «Ракета»
Конструирование «Спутник»
3 неделя
апреля
«Перелетные «Пожарный»
птицы»
Беседа
«Важная
профессия пожарный» (Расширить
представления
детей о
труде пожарных)
4 неделя
апреля
«Насекомые» «Почтальон»
С/р игра «Почта»
Рисование «Открытка маме»
Д/и «Выбери, что нужно
пожарному для работы», «Что
пригодится при пожаре»
Конкурс детских рисунков
«Огонь
– друг, огонь – враг»
Чтение Л. Толстого «Пожарные
собаки»
Рассматривание иллюстраций:
изображение тушения пожара,
пожарные тренируются,
ремонтируют технику, приводят
в порядок обмундирование,
пожарная машина, пожарный
рукав, выдвижная лестница,
одежда пожарного, противогаз.
Экскурсия на почту
Од «Как путешествует письмо?»
Чтение С. Маршак «Почта» Проект «Посткроссинг между
(обобщить представление о детскими садами»
труде
работников
почты,
закрепить знание домашнего
адреса и правил составления
письма)
МАЙ
1 неделя
мая
«День
Победы»
2 неделя
мая
«День
Победы»
«Профессии
военных»
Беседа с детьми «Профессия –
военный»
Дидактическая игра «Чья
форма?»
Сюжетно-ролевые:
«Пограничники», «Танкисты»,
«Лётчики», «Раненный моряк»
«Полицейский» Беседа «Наша служба и опасна и Д/и «Если ты вдруг заблудился», Аппликация «Составь
трудна» (продолжать знакомить «Запрещается, разрешается»
фоторобот»
с трудом взрослых и их роли в
общественной жизни через
профессию полицейского)
3 неделя
мая
«Цветы
садовые,
лесные,
полевые»
«Кем быть?»
4 неделя
«Лето.
Школа»
«Учитель»
Беседа «Кем быть?»
(продолжать знакомить детей с
различными профессиями.
Систематизировать и закреплять
представления детей о людях
разных профессий, их деловых и
профессиональных качествах, о
значении их труда для общества)
Беседа «Профессия учитель»
(знакомить детей с профессией
учителя;
развивать
познавательный
интерес,
интерес
к
школьному
обучению)
Чтение
художественной
литературы: Д.Родари «Чем
пахнут ремёсла?», Л.Куклин
«Подумайте, что было бы…»
Д/игра « Если не будет…»
Беседы - рассуждения: «Какие
бывают профессии?», «Что
будет, если люди не будут
работать?» Создание
коллективной стенгазеты «Не
так уж важно, кем нам быть,
достаточно свой труд любить»
Сюжетно – ролевая игра
«Школа»
Игра с мячом «Скажи подругому»
Экскурсия в школу
Д/и «Кем я буду – не скажу, я
вам лучше покажу»
Литература
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012г. No273-ФЗ // Российская газета. –2012 г.–31декабря
2. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации психологической поддержке населения в Российской Федерации» от
27сентября 1996г.No 1.URL: http://zakonbase.ru/content/base/19378
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного стандарта дошкольного образования». 4. Абрамова Г. С. Возрастная
психология. Учебник. –М.: ЮРАЙТ, 2010. –812с.
5. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL:http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
6. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.:
Мозаика-Синтез,
2011. –136с. 44 7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2010. –304 с.
8. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое
пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с.
9. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7
лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. –128 с.
10. От рождения до школы. Комплексная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой ,М.А. Васильевой.
М.: Мо-заика-Синтез, 2014. – 11. Потапова Т.В.Беседы с дошкольниками о
профессиях–М.: Сфера, 2005.–64 с.
12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред.
Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. –344 с.
13. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе
ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебнометодическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. –207с.
14. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей. М.: Гном, 2013. – 96с.
1.